Организация питания в образовательной организации

Условия питания и охраны здоровья обучающихся

Охрана здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностям и здоровья включает в себя:

  • Оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
  • Определение оптимальной учебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
  • Пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
  • Организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления, для занятия ими физической культурой и спортом;
  • Профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
  • Обеспечение безопасности во время пребывания в организации;
  • Профилактику несчастных случаев во время пребывания в организации;

Организация создает условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

  • Текущий контроль за состоянием здоровья;
  • Проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
  • Соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
  • Расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Организация питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

  • Организация питания обучающихся в организации не предусмотрена.

Меню ежедневного горячего питания

Рациональная организация питания детей дошкольного возраста, всегда занимает огромное внимание и является проблемой большой государственной важности особенно в наше время. Насколько правильно организовано питание в ДОУ во многом зависит здоровье и развитие дошкольников. Все мы знаем, что правильное построение питания формирует у детей полезные привычки, закладывает основы культуры питания, что для нашего дошкольного учреждения является одной из основных забот руководителя, педагогов и персонала, а также родителей.

Наши воспитанники находятся в учреждении 12 часов, им предоставляется 4-х разовое питание, которое осуществляется по 20-ти дневному цикличному меню, имеющему сезонный  характер.

График приема пищи:

  • завтрак с 8.30 до 9.00;
  • второй завтрак в 10.30;
  • обед с 11.50 до 13.00;
  • полдник в 15.30.

Нормативно правовые документы, регламентирующие организацию питания:

  • Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН  2.3.2.1940-05 «Организация детского питания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 января 2005 г. № 3;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26.

 Деятельность нашего детского сада по данному направлению строится согласно с основными принципами организации рационального питания дошкольников:

  • Обеспечение растущего детского организма энергией и основными пищевыми веществами.
  • Соблюдение возрастных физиологических норм суточной потребности в основных пищевых веществах.
  • Снижение потребления детьми поваренной соли.
  • Строгое выполнение режима: времени и интервалов между приемами пищи и соблюдение длительности прогулок.

Завтрак и ужин должны продолжаться 15-20 минут.
Полдник – 10-15 минут.
Обед – 20-25 минут.
За 30 - 35 минут до еды обязательно должен быть отдых (отсутствие занятий и подвижных игр).
Длительность прогулки в течение дня 4-4,5 часа.
Интервал между приемами пищи не более 4 часов.

  • Распределение общей калорийности суточного рациона питания в зависимости от времени пребывания ребенка в ДОУ.

завтрак – 25%
обед – 35 %
полдник -15 %
ужин – 25 %

  • Строгое соблюдение технологии приготовления блюд; условий хранения и соблюдения сроков реализации продуктов.
  • Осуществление планомерного контроля  на всех этапах организации питания в ДОУ.
  • Соблюдение условий приема пищи и правил поведения ребенка во время еды.
  • Осуществление преемственности в организации питания в детском саду и дома.

Необходимо, чтобы родители знали, как важно выполнение режима питания, и не нарушали установленные в детском саду и ставшие привычными для детей часы приема пищи.

Наш детский сад оказывает помощь родителям, знакомя их с примерным меню на неделю, принципом его составления, рецептами блюд, особенно тех, которые детям пришлись по вкусу. Ведется активная работа по пропаганде здорового питания, соблюдения правил столового этикета.

Контроль за организацией питания воспитанников осуществляется ежедневно при помощи бракеражной комиссии МБДОУ №4 "Берёзка".

На нашем сайте вы можете ознакомиться с примерным меню для детей

Меню детского сада на весенне-летний период:

Меню групп детского сада на осенне-зимний период:

Консультации для родителей 

Принципы питания детей в детском саду:

  • В повседневный рацион включены основные группы продуктов: мясо, рыба, молоко, яйца, фрукты, овощи, сахар, хлеб, крупы и др.
  • Исключены из рациона питания продукты и блюда, которые способны оказывать негативное  действие на слизистую органов пищеварения, а также продукты, которые могут  привезти к ухудшению здоровья у детей с хроническими заболеваниями вне стадии обострения) или компенсированными функциональными нарушениями органов желудочно-кишечного тракта (щадящее питание).
  • Учет индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд).
  • Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности питания, включающее соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.

Уважаемые родители, пожалуйста, обратите внимание на следующие рекомендации:

  • Питание ребенка в дошкольном учреждении и в семье должно сочетаться. С этой целью в каждой группе вывешивается меню.  
  • Пожалуйста, внимательно, изучайте его, если у вашего ребенка есть хронические заболевания и  какие-либо противопоказания к определенным продуктам питания предупредите об этом медицинскую сестру  и воспитателей группы.
  • До отправления ребенка в детский сад не кормите его, т.к. это нарушает режим питания и приводит к снижению аппетита. Если Вы приводите ребенка с 7:00-7:30, то дома можно дать сок и (или) какие-либо фрукты.

Особенности питания  ребенка в период адаптации:

  • Переход ребенка о домашнего  воспитания к воспитанию в детском коллективе всегда сопровождается определенными психологическими трудностями. Часто у детей в это время снижается аппетит, нарушается сон, иногда наблюдаются невротические реакции, снижается общая сопротивляемость к заболеваниям.
  • Правильная организация питания в это время имеет большое значение и помогает ребенку скорее адаптироваться в коллективе.
  • Перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизьте режим питания и состав рациона  к условиям детского сада.
  • Приучить его к тем блюдам, которые чаще дают в  дошкольном учреждении, особенно, если раньше он их никогда не получал.
  • Впервые дни нельзя менять стереотип поведения ребенка, в том числе и  привычки в питании. Первое время, если ребенок не ел самостоятельно, воспитатели обязательно будут его кормить и  докармливать.
  • Если ребенок отказывается от пищи, ни в коем случае нельзя кормить его насильно. Это усиливает отрицательно отношение к детскому коллективу.
  • Для профилактики  ОРЗ и ОРВИ  следует проводить дополнительно витаминизацию рациона питания детей, используя широкий ассортимент имеющихся витаминизированным пищевых продуктов и напитков, а по необходимости (по заключению врача), также поливитаминных  препаратов (витаминно-минеральных комплексов).

"Детсадовская" еда

Отдельная тема - еда в детском саду. Вопреки распространенному мнению о том, что пища там невкусная и малопривлекательная, смеем заверить, что это не так. Рацион питания в детских садах просчитывается до мельчайших деталей - в нем присутствуют фрукты, овощи, злаки, мясо или рыба, молочные продукты и т.д.

В том, что многие дети отказываются есть детсадовскую еду - вина отчасти их родителей, которые "приучили" их к новомодным сладким йогуртам, хлопьям и прочим изыскам. Поэтому совет родителям простой - приучайте детей к обычной и здоровой еде - супам, кашам, салатам и т.д. - и тогда проблем с едой в садике не будет.

Вот только нередко встречаются дети, не отличающиеся хорошим аппетитом с рождения. Здесь главное поговорить с воспитателем и объяснить ситуацию, чтобы он ни в коем случае не заставлял насильно ребенка кушать - это может спровоцировать отвращение не только к еде, но и к детскому саду, а также ко всем воспитателям.

Есть еще одно важное обстоятельство, про которое нельзя забывать - один ребенок чувствует себя в садике как рыба в воде, для другого же тот же сад превращается в "комнату ужасов". Причины этого  в индивидуальных особенностях ребенка, условий жизни в семье и негативного отношения родителей к детскому саду. 

Отвечаем на часто задаваемые вопросы

Как и где готовят пищу в детском саду?
Пищу детям готовят на пищеблоке детского сада непосредственно перед употреблением. Поэтому у родителей насчет свежести блюд сомнений быть не должно. Все содержится в абсолютной чистоте и порядке. Санитарно-эпидемиологическая служба и различные комиссии из управляющих и надзорных органов Детский сад и проверяют  соблюдение всех норм. Все режимные моменты, связанные с питанием детей проводятся в группах.

Какое меню в детском саду и кто его придумал?
Меню для детских садов разработано совместно Научно-исследовательским институтом питания РАМН, Cанэпиднадзором и Роспотребнадзором, включает в себя диетические блюда (запеканки, каши, котлеты, борщи, супы и т.д.). Никаких отклонений по отношению к меню, которое поступило в детский сад, не допускается. Воспитатель обязан проверить, какие продукты поступили на раздачу с кухни, более того – пробует перед тем, как помощник воспитателя разложит их по тарелкам. Во-первых, воспитатель в курсе гастрономических особенностей детей в его группе, и малышу, у которого, к примеру, аллергия на цитрусовые, апельсин заменит яблоком. Во-вторых, воспитатель сам должен убедиться в качестве и вкусе приготовленного обеда.

Как мы едим?
Обед является основным приемом пищи в детском саду. Именно в обед малыш съедает максимальное количество овощей, мяса и рыбы. Первые блюда – это борщи, мясные, рыбные и вегетарианские супы. На второе обычно дают мясные блюда (котлеты, биточки, гуляш, рагу). На гарнир желательно чаще использовать овощи. На третье — свежий сок, компот, кисель. На завтрак малыши получают молочные каши, овощные блюда, блюда из творога. Детям дают кисломолочные продукты (йогурты, кефир, ряженку), обязательно — рыбу. С фруктами проблем нет в любое время года. Помимо четырехразового питания в детском саду ежедневно во время второго завтрака малыши получают яблоки, сок.

Будет ли малыш есть в Детском саду?
Будет ли малыш кушать в детском саду, зависит как от персонала Детского сада, так и от родителей. Почему ребенок отказывается от еды? Причин может быть несколько: ребенку может быть некомфортно психологически, непривычные блюда или ребенок может быть просто не умеет есть самостоятельно. Родителям, отправляющим своих малышей в Детский сад, нужно в первую очередь задуматься об этом. Одной из основных причин отказа от еды может быть банальное неумение пользоваться вилкой или ложкой. Приучайте малыша к самостоятельному употреблению пищи. Приходя в Детский сад, ребенок должен уметь пользоваться ложкой, пить из чашки. Воспитателями отмечено, что новички едят медленно и выходят из-за стола последними, их многое отвлекает. Дома нужно стараться приучить ребенка есть вместе с родителями за общим столом. В Детском саду кормление занимает не более 30 минут. Особенно много проблем с питанием в первые дни посещения Детского сада возникает у детей ясельного возраста. С вопросами о питании малыша необходимо обратиться к медсестре, врачу или заведующему детского сада.

Самый "страшный" день...
Первые несколько дней пребывания малыша в Детском саду — самые сложные. Новый незнакомый коллектив, а самое главное — отсутствие мамы. Это очень сильно сказывается на психологическом состоянии малыша. Отсюда и снижение аппетита, а у детей, особо привязанных к маме и домашней обстановке, он может пропасть и вовсе. Некоторые малыши даже отказываются от еды и дома. Специалисты советуют в этот период готовить дома для крохи более питательные, обогащенные витаминами и минеральными веществами блюда. Обязательно в рацион малыша в этот период нужно включить фрукты, соки, кисломолочные напитки. Чтобы восполнить потребность организма в витаминах и минеральных веществах, рекомендуется давать ему витаминные препараты. Также, специалисты рекомендуют в первые дни завтраком кроху кормить дома, но обязательно предупредить воспитателя о том, что он уже поел. Всегда интересуйтесь тем, как ребенок кушал в течение дня. Обращайте внимание на меню в Детском саду. Желательно предупредить воспитателя о привычках своего малыша. Для новеньких в Детском саду устанавливается щадящий режим.

Диетическое меню

Если у вашего ребенка есть медицинские показания для предоставления диетического питания, предоставьте медработнику детского сада справку, подтверждающую и описывающую необходимую диету.

Организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по организации питания в детском саду

Сторонние организаторы питания отсутствуют.

Организации и индивидуальные предприниматели, поставляющие пищевые продукты в детский сад

Сторонние поставщики продуктов питания отсутствуют.
Ответы на вопросы родителей по питанию

Форма обратной связи для родителей и ответы на вопросы по питанию

Написать сообщение

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie